Архитектурное освещение

Ночной город с архитектурным освещением зданий выглядит иначе: уличный свет раскрывает особенности стиля, узоров, красоту форм с новой, неожиданной стороны. Таинственные готические фигуры, античные узоры неоклассицизма или острые формы в стиле хай-тек становятся загадочными, архитектурное освещение влияет на эмоции зрителя. Атмосферу архитектурно-художественного освещения памятников, фасадов зданий невозможно передать в светлое время суток.

«Мастерская Световых Форм» разрабатывает проекты наружного архитектурного освещения зданий и малых архитектурных форм, применяя комбинированные стили подсветки, что дает именно тот результат, которого хочет добиться заказчик. Чтобы отразить идею уличной подсветки, компания учитывает исторический опыт. Ведь искусственный свет появился около ста лет назад, тогда как архитектура имеет тысячелетнюю историю.

ВАРИАНТЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ПОДСВЕТКИ:

При классическом, так называемом заливающим освещении фасадов прожекторы архитектурного освещения устанавливают вдали от здания. Для специалиста главное — ориентироваться в широком сегменте устройств архитектурного освещения, правильно рассчитать все показатели при проектировании архитектурного освещения. В свете прожекторов, фасадных или грунтовых светильников получается креативная подсветка зданий, архитектурных объектов, памятников за счет равномерного освещения или плавной смены интенсивности света, настройки оттенков света и цветового баланса.  

Невозможность монтажа классического архитектурного освещения на приемлемом расстоянии, например, от жилого дома является препятствием для применения заливающей архитектурной подсветки. Еще одна проблема — свет может попросту слепить прохожих. Здесь можно частично снизить прямую слепимость от архитектурного освещения: надеть на уличные светильники специальные шторки, установить фильтр для прожекторов, поставить антибликовые решетки. Высший пилотаж для дизайнера по свету, если зритель смотрит на освещенный загородный дом, но не замечает источник архитектурного освещения, потому что осветительные приборы спрятаны от наблюдателя.

Другой тип архитектурного освещения зданий: локальная подсветка. Внешняя часть зданий при локальной архитектурной подсветке освещена с плоскости фасада. По сравнению с заливающей архитектурной подсветкой, локальная вырисовывает контуры здания, акцентирует внимание на архитектурных особенностях, создает световой ритм и выделяет на общем фоне окна или арочные навесы, карнизы и простенки. Зачастую строители, монтируя локальную подсветку, перенасыщают внешний облик здания — днем на фасаде видны кронштейны, которые удерживают осветительную систему архитектурного освещения.   

Все большую популярность приобретают светодиодные осветительные приборы LED — они служат дольше и расходуют меньше энергии. Трудно применить что-то другое вместо очень небольшого по размерам светодиодного модуля — он дает достаточно света, его не будет видно на фасадном карнизе здания или фронтоне. Удобство осветительных систем с LED-эффектом обосновано на сложных, труднодоступных объектах, их удобнее применять для вырисовывания акцентов карнизной подсветки. 

И все же в «Мастерской Световых Форм» на массовое внедрение новых LED-технологий смотрят скептически. Лампы LED стоят дороже, они не настолько многопрофильные, как думают многие. Да, осветительные приборы с LED-эффектом мощнее обычных светильников, но непропорционально больше, имеют оптику узкого профиля, а их спектральное излучение одного и того же света не стабильно. На практике поток света LED-светильников со временем значительно снижается, чаще ломаются блоки питания и драйверы устройства, чем матрицы LED — за счет этого чаще появляется необходимость в их эксплуатации, а это дополнительные траты. LED-светильники постоянно эволюционируют, производители регулярно выпускают новые светодиоды, и те, что установлены сегодня, могут снять с производства завтра.

Специалисты «Мастерской Световых Форм» внимательно относятся к конструктивным особенностям и внешнему виду осветительных решений — чтобы убрать чересчур яркие пятна от источника света и равномерно распределить поток света, нужно установить подсветку на достаточном расстоянии от здания; наши инженеры детально прорабатывают возможности использования для архитектурной подсветки зданий незаметных (миниатюрных) осветительных систем; отдельно разрабатывают авторские узлы для крепления прожекторов, светильников, профильных систем на передней стороне здания. 

Показатель профессиональной работы — умение высчитать оптимальную яркость света, который падает на внешние стены здания в зависимости от назначения самого объекта. От этих настроек зависит, зритель будет воспринимать одинаковое световое решение. Поэтому самое главное для работников «МСФ Студии» — достичь баланса архитектурной подсветки, когда осветительные приборы не выделяются на фоне здания, и не создают дисгармонию, не нарушают стилистику архитектуры фасада и соседних сооружений.

Разрабатывая проекты, сотрудники «Мастерской Световых Форм» стараются внедрять проверенные методы при подборке прожекторов и светильников для архитектурного освещения, малых световых форм, источников линейного освещения и выборе объектов для их монтажа. Взвесив все нюансы при разработке проекта, можно снизить и цену архитектурного освещения, исключив неоправданные денежные траты на установку системы освещения и дальнейший уход за ней.  

Наши проектировщики стараются внедрять новые технологии, связанные с разработкой светотехники и светодиодного LED-освещения. Дизайнеры по свету и другие специалисты обладают не только обширными знаниями теории светотехники, но и много лет применяют их на практике. Богатый опыт позволяет им реализовывать креативные и, самое главное, качественные идеи. Ведь профессиональная установка архитектурного освещения дает годы работы светильников и ламп без перебоев: неважно, снег на улице, дождь, или светит солнце. Инженеры «МСФ Студии» возьмут все на себя: придумают концепцию архитектурного освещения, рассмотрят с вами типы осветительных приборов и источников света, опираясь на стиль здания, особенности строения и архитектуры, соседних зданий и ландшафта.

Мы используем только высококачественные осветительные приборы и оборудование, что гарантирует долговечность и качество службы, сокращает траты на последующее содержание — зачастую эксплуатация оказывается намного дороже самой системы архитектурной подсветки. 

СВЕТОТЕХНИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ

Модель архитектурного освещения создают через современный светотехнический расчет в специальной программе. Осветительные приборы для будущей архитектурной подсветки расставляют по заданной схеме в уменьшенной копии здания, даже если шаблон нарисован в программе Photoshop. Опираясь на модель, проще соблюсти заданные нормы освещения, его тип, мощность, а также проверить расположение каждого источника света. Программа покажет на мониторе лэптопа непредвиденные ошибки расположения подсветки, паразитную засветку, неучтенные затенения, сама просчитает угол рассеивания света, учитывая оптические параметры светильников, отражающие свойства стен, архитектуру дома. Искусственный интеллект программы сжимает сроки выполнения проекта и минимизирует любые ошибки. 

На выходе программа светотехнического расчета выдаст все показатели архитектурной подсветки и наиболее четко прорисует схему расстановки прожекторов и светильников для внешнего освещения. Инженер получит и правильные размеры расходных элементов и комплектующих для установки архитектурного освещения. Заказчику компания «МСФ Студия» предоставит все необходимые документы, включающие «Рабочий светотехнический проект» и «Рабочий электротехнический проект», а также смету на архитектурное освещение зданий или промышленных объектов. 

РАБОЧИЙ СВЕТОТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Ваш рабочий светотехнический проект будет включать описание проекта архитектурной подсветки с выходными данными, сопроводительной запиской, перечнем чертежей рабочего комплекта. Помимо этого, на руки вы получите ведомость документов со ссылками, полный список данных обследования помещения или здания, а также генеральный план, схему фасадов здания и фотоиллюстрацию реального положения здания или памятника архитектуры. ;

В светотехническом проекте будет задание на разработку узлов крепления светильников, а также визуализация освещения и возможные решения для подсветки дома ночью: экономный, праздничный или повседневный режимы архитектурного освещения согласно техзаданию. Проработанная схема расположения источников света на внешних стенах здания будет предоставлена в двух видах: в виде плана и на разрезах объекта. Она включает светотехнические расчеты фасадов здания, особенности осветительного оборудования, привязку прожекторов и светильников, аннотацию к оборудованию, схему нацеливания (если нужно).

Наполнение «Рабочего электрического проекта» выполнено по такому же принципу. Он содержит описание проекта с общими данными, пояснительной запиской. Если понадобится, в рабочий электрический проект архитектурной подсветки можно включить геоподоснову. 

В этом же проекте: план размещения осветительных элементов на торцах дома и его планах, принципиальные схемы электросети наружного энергоснабжения, схемы питающей сети, чертежи управления осветительными установками. Отдельно проектировщик предоставит план расстановки электрооборудования и прокладки электрических кабелей для каждого этажа. Он будет включать схему электротрасс, условные обозначения, кабельный журнал и перечень спецификации изделий, комплектующих материалов и используемого оборудования.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

После того, как станет известна вся классификация осветительных приборов, их расположение и режим работы, наши инженеры разработают схемы электроустановок архитектурной подсветки, в состав которых входит вся осветительная аппаратура, сеть их питания и контроля (включая щиты управления). В зависимости от размещения, режима и потребления вся система разделяется на определённые группы, для каждой из которых подбирается питающая сеть, путь прокладки кабеля и возможности автоматического или ручного управления.

Таймер и датчик освещённости — основные компоненты простейшей системы автоматического управления архитектурной подсветкой. Как таймер задаёт датчику освещать пространство во второй половине дня, так датчик света отвечает за освещение в темное время суток.

Как только проект архитектурного освещения будет завершён, заказчик тут же получает весь пакет документов, спецификацию осветительной аппаратуры, источников света, проводов и кабелей, шкафов управления, вспомогательных конструктивных частей (кронштейнов, держателей).

Еще из раздела «Освещение»: